Опасно! Дефекты сварных соединений

К вопросу о том, как правильно варить дуговой сваркой, статья о безопасности соединений.

К дефектам сварных соединений принято относить различные отклонения от технических требований и установленных норм, которые снижают прочность и эксплуатационную надежность сварных соединений, а также могут приводить к разрушению конструкции. Самые часто встречающиеся дефекты можно поделить на следующие группы — дефекты форм и размеров сварных швов, дефекты микро- и макроструктур, деформации и коробления сварных конструкций.

Дефекты сварных соединений и швов, выполненных сваркой плавлением, возникают в результате нарушения требований нормативных документов по подготовке, сборке и сварке всех соединяемых узлов, термической и механической обработке сварных швов и конструкции, к сварочным материалам.

Чем опасны дефекты сварных соединений?

Если допущенные в изделии отклонения установленных допусков не превышают, изделие (сварной шов) может приниматься в эксплуатацию. Здесь важно знать, на что именно влияет допущенное отклонение и как при нем изменяется характеристика изделия — так усиление шва не снижает прочность конструкции при статических нагрузках, но сильно влияет на его вибрационную прочность. Чем выше усиление шва и меньше угол перехода от металла основного к металлу наплавленному, тем сильнее оно будет снижать предел выносливости.

сварной шов

Такие дефекты сварных соединений как кратеры и прожоги являются недопустимыми и в обязательном порядке подлежат исправлению. Часто кратер в итоге становится очагом развития трещин.

Опасным дефектом является подрез — в конструкциях, работающих на выносливость, он совершенно недопустим. Подрезы небольшой протяженности, которые приводят к ослаблению сечения шва до 5% в конструкциях, работающих под воздействием статических нагрузок, считаются допустимыми.

Наплывы, резко изменяя очертания швов, приводят к образованию концентраторов напряжений, снижая тем самым выносливость конструкций. Наплывы с большой протяженностью принято считать недопустимыми дефектами, поскольку они зачастую сопровождаются непроварами. Небольшие местные наплывы считаются допустимыми дефектами.

Самый частый и опасный дефект сварных швов – это трещины, которые являются сильными концентраторами напряжений. Без исправления (подварки) выявленные трещины оставлять обычно не разрешается. Имеющие трещины сварные швы исправляют по специальной технологии, разработанной для гарантии надежной работы сварного соединения.

Непровары за счет ослабления рабочего сечения снижают работоспособность сварного соединения, создавая концентрацию напряжений в шве. Мелкие непровары при вибрационных нагрузках снижают прочность соединения до 40%, а большие – до 70%.

Газовые и шлаковые включения, поры незначительно влияют на прочность соединения в целом, однако расположенные в виде цепочки они уже представляют собой опасность, существенно снижая общую прочность конструкции. В данном случае важную роль играет геометрическое расположение включений и пор, чем лучше они упорядочены, тем более опасными являются. Если шлаковые включения располагаются в глубине шва, это уже очень опасно.

Напоследок хотелось бы отметить, что дефекты сварных соединений являются неизбежностью, так как изготовить ряд швов без них вообще почти что невозможно. Главное следить за тем, чтобы имеющиеся дефекты не превышали допустимый максимум. Характер и количество допускаемых погрешностей без исправления должны четко прописываться в технических условиях на узел или сварку. При сварке плавлением дефекты исправляются, как правило, подваркой дефектного места.

Смотрите также:

План-схема кузницы, для начинающих кузнецов

Представленный в этой небольшой статье план-схема кузницы, это только один вариант из огромного количества возможных. Конечно, он подходит далеко не под все условия и помещения. Ценность этого плана в том, что это не банальная теоретическая схема, которых полно в интернете, это реально действующая кузница, в которой, как видно по фотографиям, успешно работают люди.

Перед вами, сама, представленная схема. Чтобы рассмотреть ее поближе, нажмите на снимок плана-схемы. Вы автоматически перейдете на сервис Яндекс-Фотки, там вы сможете посмотреть план-схему в увеличенном размере (ссылка «В другом размере»)

Данная статья, при наличии новой информации по теме, будет редактироваться и пополняться. В случае возникновения вопросов, не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях.

 

На ту же тему
Отзывы: 2 комментария
  1. admin:

    Антон, тут практика нужна

  2. Я когда-то пытался сварить без единого дефекта. Никак не получается. Хотя старался со всех сил.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Поиск
краски, патина   ковка
 Реклама
Ковка, сварка, кузнечное дело © 2009-2017  · Правообладателям Наверх